Подписаться на рассылку:

г.Щёлково, ул.Краснознаменская, д.12, тел. 8(496)56-6-77-02, e-mail: yantar-CPPPN@yandex.ru



Министерство социального развития Московской областиМинистерство социального развития Московской области


Единая система
8-800-550-50-30


Детский телефон доверия


Щелковский телефон доверия
 
Психологическое консультирование
 
 
В психологическом консультировании взрослых  мы сталкиваемся  прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк:  трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения),  неустроенность личной жизни и неурядицы в семье,  недостаток уверенности в себе и самоуважения,  мучительные колебания в принятии решений,  трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п.  Можно сказать, что психологическое консультирование,  не имеет строго очерченных границ,  в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.
 
Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
 
Существенную роль в консультировании играет идентификация и озвучивание проблем. Передать свои затруднения словами не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще в консультировании мы говорим с клиентом о вещах, которые он знает, однако они никогда не были точно высказаны. Проблемы, скорее всего, находятся "в голове".  В консультировании бесконечно важно точно обозначить проблему, поскольку в самом процессе наименования, вербализации, как и при сдаче письменного экзамена, выясняется, что мы знаем в действительности, а что нам только кажется известным.  Озвучивание выполняет еще одну функцию. Оно помогает клиенту в определённой степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то по крайней мере в данный момент они не управляют им. При высказывании "Я сержусь" происходит отдаление от этого чувства. Высказать то, что чувствуешь, — это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому вербализация проблем очень важна, даже если они представляются неразрешимыми.  
 
Задачи психолога:
- Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
- Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
- Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств  личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
- Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
- Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
 
Первое и важнейшее положение в консультировании (о котором консультант должен сообщить клиенту): наличие проблем — это нормальное явление. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними. 
Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, является неповторимой и обязательно требует индивидуального подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что могут существовать какие-либо алгоритмы решения отдельных проблем. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента.
Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, имеют свою историю возникновения и развития. Когда консультант знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к консультанту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои проблемы, и о таких попытках и результатах консультант должен знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем. 


Комментирование этой статьи закрыто.

Психологический центрЯнтарь
г. Щелково, ул. Краснознаменская, д.12
Телефон: +7 (49656)6-77-02
Мы работаем по будням с 9:00 до 19:00